info@dmir.life +7 (922) 206 52 72 Для слабовидящих ПОМОЧЬ

Необыкновенный мир Саввы Мамонтова 17.02.2019 21:00

Продолжая тему благотворительности в России, нельзя не затронуть столь выдающуюся личность как Савва Мамонтов. Его фамилия стоит наряду с другими представителями купеческого сословия – Демидовыми, Морозовыми, Сапожниковыми, Третьяковыми. Однако масштаб его деятельности представляется гораздо обширным и разнонаправленным. Среди его жизненных проектов и достижений присутствуют возведение железной дороги, зарождение частной оперы, занятия скульптурой, развитие училищ, поддержка художников, музыкантов и архитекторов, освоение крайнего Севера.

Будущий меценат родился в 1841 году в семье сибирского торговца тканями, винного откупщика, владельца железных дорог и нефти Ивана Мамонтова. При всей предприимчивости и занятости он находил время и испытывал любовь к искусству, что передал сыну. Савва был третьим ребенком из семи, воспитанием занималась мать. Благодаря высоким доходам отца семь ни в чем не нуждалась и вскоре переехала в Москву.

Мальчик получил домашнее образование и старательно изучал языки. Однако за пределами дома, в гимназии, он учился неважно, а при поступлении на юридический факультет за него сдали латынь. Да и дальнейшее обучение оказалось неохотным: игнорируя основные предметы, Савва предпочитал анатомию, ходил в театральный кружок вместе с А. Н. Островским и регулярно посещал читки литературных произведений, а также стал участником популярных в те годы обсуждений левых идей. После того как отшумела премьера пьесы «Гроза», уважающий драматурга отец забеспокоился о судьбе сына и отправил его в прикаспийские страны осваивать семейное дело.

Вернувшись в Москву, Савву постигает болезнь, и он едет лечиться в Италию. В Милане пристрастие к театру вновь возбуждает сердце, меняется лишь жанр исполнения. Теперь Мамонтова привлекает опера, он пробует себя в «Ла Скала». Там и ждала его любовь – Елизавета Сапожникова – столь же утонченная натура, что и юноша.

На первый взгляд такая история не типична для простого сына купца, но Европа XIX века привыкла встречать у себя русских путешественников, наиболее предпочитаемые среди промышленников страны – Германия и Италия. Савва со своей семьей были частыми посетителями Италии, где завели немало знакомств и обрели любимые места. Ярким примером дружеских отношений стала встреча Елизаветы со скульптором М. Антокольским. Она организовала его выставку в Риме, чем заложила начало меценатской деятельности в семье.

Савва Мамонтов был неординарной личностью: работал всегда усердно и увлеченно, брался за любое дело, стремился сделать это хорошо, постоянно совершенствуя свои навыки. Подтвердить данный факт может история со скульптурой. Идейным вдохновителем новой страсти стал Марк Антокольский. За уроками мастера по лепки он специально едет в Рим. Уже первые шаги оказались очень успешными, и учитель возлагал на ученика большие надежды, если тот не оставит ремесла.

Помимо творческой деятельности Савва Иванович успешно реализовывал и промышленные проекты. Он построил сеть железных дорог на Севере страны, запустил работу вагоностроительного завода в Мытищах и судоверфи на Неве, брал на себя ответственность в создании образовательных училищ в Костроме, поддерживал Московское товарищество и художественно-промышленное общество в Строгановской академии, а также издание журнала «Мир искусства».         

Дороги строились не только из-за прибыли, но и согласно идейным представлениям. В 1862 году возникла небольшая ветка Москва-Сергиев Посад, спустя девять лет она разрослась на шесть путей. Через годы были открыты другие ветки, появилась возможность добывать уголь в Донецком бассейне. Савва Иванович считал, что русский Север весьма перспективный регион, в котором не было лишь основных линий связи, поэтому постройка железнодорожной дороги через малоизведанную тундру была просто необходима для дальнейшего изучения этого региона, в чем он убедил своих сотрудников, министра финансов, и даже царя Николая II. Позже на Нижегородской выставке он на свои сбережения открыл павильон, посвященный северным регионам европейской части России, оформленный живописцами Врубелем и Коровиным.

Другие сферы, в которых Сава Иванович проявлял талант – это режиссура и драматургия. Мамонтовы купили имение в Абрамцево, где собирались с семьей и друзьями. В их число входили известные художники, архитекторы, скульпторы, композиторы. Традиция показа домашних спектаклей в семье существовала всегда. Теперь Савва с легкостью писал драматические тексты, давал их разучивать гостям усадьбы, а жена следила за созданием декораций и костюмов, над ними трудились все присутствующие художники. Такой творческий процесс доставлял сплошное удовольствие, благодаря чему за год выходило более десяти спектаклей. Со временем увлечение перешло в работу над открытием первой русской частной оперы, что прославило мецената на всю страну.

В его опере ставились произведения известных русских композиторов, а главные роли играли Шаляпин, Любатович, Салина. Принимали содействие в разработке костюмов и декораций Нестеров, Поленов, Суриков, Васнецов, Левитан. Акцент ставился на постановку отечественных опер, а не доминирующих тогда повсеместно итальянских произведений.

Первой постановкой стала опера «Алая роза». Сами исполнители о ней отзывались нелестно в силу отсутствия достаточного количества репетиций. Второй сезон стартовал произведением Римского-Корсаково «Садко». Придирчивый к деталям композитор раскритиковал игру оркестра и пение хора, негодуя на поспешность инсценировки. Несмотря на все негативные отзывы, премьера имела большой успех у зрителя, а значит Савва Иванович достиг цели и был счастлив.

Мамонтов желал перевести свою оперу в зал гостиницы «Метрополь», но возможности такой не представилось из-за банкротства Саввы Ивановича, поэтому она осталась в здании купца Солодовникова и существовала до 1904 года. Затем актеры продолжили свою карьеру в других театрах и с огромной теплотой вспоминали прожитый опыт.

За промахами Мамонтова стоит талант организатора творческого мира. О нем говорили, что он двигал искусство, тогда как другие лишь коллекционировали его. Савве Ивановичу по праву приписывали статус, человека который сосредоточил литературно-художественную жизнь России конца XIX века. Возможно, создавать гениальные произведения ему было не дано, но устраивать атмосферу, где они зарождались, удавалось с легкостью. Проекты, вышедшие из его головы, то и дело конкурировали с новшествами императорской академии, что принесло много творческих идей для XX века.

Самым главным и масштабным проектом для Мамонтовых стала организация в 1870 году литературно-художественного кружка в Абрамцево. Семья приобрела имение у писателя Аксакова и сразу решила собирать у себя талантливых людей. Среди гостей усадьбы были Серов, Врубель, Репин, Поленов, Коровин, Антокольский, Нестеров, Тургенев, Васнецов. Всем им хозяин оказывал поддержку, а хозяйка создавала душевный уют. Кроме того, она стояла у истоков возведения храма Спаса Нерукотворного, организовала больницу для крестьян, открыла керамическую и резную мастерские.

Именно здесь, в Абрамцево, сконцентрировался весь свет русской интеллигенции, что подало пример для других культурных сообществ. В усадьбе родились этюды Поленова и Репина, картины Нестерова и Врубеля. Известная картина Серова «Девочка с персиками» - это портрет дочери Мамонтовых Веры, ставший символом имения.

Вера Семченкова

Остались вопросы?Напиши нам и получи ответ в течение часа

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности и пользовательского соглашения.
Закрыть форму Отправить